+375(29) 259 16 35

+375(29) 314 35 46

Берестянская, 12а

МУЗЫКАЛЬНАЯ

ШКОЛА

БРАЙНИНА В МИНСКЕ

Дополнительно МЕТОД ОБУЧЕНИЕ
ШКОЛА
Почему образование - не маркетинг?

Современному родителю, по какую сторону баррикад в вопросе обучения он бы не находился, приходится нелегко: не загрузишь ребенка доверху секциями и кружками – попрекнут попустительским отношением к образованию дитяти; спланируешь плотную сетку со всевозможным обучением по «передовым педагогическим технологиям» - есть серьезный риск на выходе не получить результата, который бы оправдывал потраченные время и средства.

 

Этот текст поднимает не всегда очевидный, но серьезный вопрос в выборе образовательных возможностей и адресован родителям, накануне нового учебного года решающим, куда и зачем направить заниматься своего ребенка.

 

Сразу нужно оговориться, речь не идет о спортивных секциях, которые к доп.образованию относятся лишь косвенно и с которыми все в целом понятно: достаточно выбрать направление, подходящее по нагрузке и оздоровлению, если иметь в виду любительский спорт. С государственной программой тоже все ясно (в том смысле, что влиять на нее мы практически не можем). Намного сложнее определиться с внешкольными «обучалками», каждая вторая из которых обещает вырастить вундеркинда.

 

Вероятно, с дополнительным образованием есть две проблемы, первая из которых связана со слишком большим выбором «образовательных услуг», который превышает запрос, а вторая заключается в путанице понятий. Нынешний родитель может сказать примерно то же, что говорила героиня чудесной детской книжки Туве Янссон о выборе платья: «Понимаешь, их было слишком много. Мне никогда (…) не решить, какое из них самое красивое. Если бы там висело всего два платья, я бы выбрала лучшее». Огромный выбор отнимает время и утомляет, так как вынуждает сравнивать, анализировать и отбрасывать ненужное. Выбирая варианты образования, ориентируясь на рекламу (нативную, пассивную или агрессивную), родители сталкиваются со второй проблемой – подменой понятий: нам рекламируют образование так же, как и духовой шкаф или велосипед, упуская из виду, что образование – не маркетинг.

 

Маркетинг – это организация сбыта и продажи услуг или продукта.

 

Чем быстрее и выгоднее продадут товар, тем лучше для продавца. Производство и сбыт продукции устроены так, чтобы производить много и быстро, а для продвижения товара в ход идут всевозможные рекламные средства. На взгляд обывателя, а тем более, на взгляд коммерсанта, обучение за плату есть не что иное, как маркетинг, «сбыт услуг», для которого работают такие же схемы продвижения и реализации, как и упомянутого духового шкафа.

 

Почему же любое движение, направленное на образование – кружок ли, секция ли, класс, инициатива – должны принципиально отличаться от маркетинга, бизнеса или производства?

 

Дело в том, что образование не делает продукт, но формирует миропонимание и мироощущение, то есть осознание причастности к культуре в широком смысле – ко всему, что человек изобрел, построил и осмыслил; свое положение в материальном и духовном мире; осознание своей личности. Ошибкой будет думать, что самоцель образования – в знаниях, знания важны, но не первичны, они - лишь накопительный материал для формирования мироощущения. Изучая математику, ребенок получает не только знания. Числовая реальность нашего физического мира, лежащая в основе всех естественных наук, кибернаук и многих сфер искусства – гораздо большее, чем просто умение обращаться с числами (это тяжело осознавать, зубря таблицу умножения, но в своем «верхнем», основном смысле это так), то же самое можно сказать и об изучении языка (и родного, и любого иностранного), потому как любой язык –это культурный и ментальный код, набор символов и смыслов, а не просто цепочки слов или средство общения. Любое обучение – не что иное, как приобщение к культуре. Совсем неслучайно «культура» имеет смысловые корни от слова, обозначающее возделывание земли; в свою очередь психология называет процесс включения ребенка на определенном этапе в общество  «окультуриванием», без которого, по большому счету, можно и обойтись, но в таком случае мировоззренческий кругозор сузится до радиуса, вмещающего лишь рабочий офис, гипермаркет и любимый диван, а это, вероятно, не совсем то, что хотят получить в итоге воспитания сознательные родители.

 

Разумеется, платное образование, для которого нужна аудитория, не может существовать без того, что называют продвижением, то есть без рекламы в любом виде. Однако Учитель и Предприниматель в одном лице – явление крайне редкое (популярный коучинг – не образование в первичном смысле, потому не в счет); между «Хочу научить» и «Хочу заработать», согласитесь, есть разница, которая не всегда очевидна с первого взгляда. Вот примерный список факторов, который помогает эту разницу определить, потому что уместен в маркетинге, но не в образовании.

 

1.Клиентоориентированность.

Безусловный положительный фактор для сферы услуг, но сомнительный – для сферы образования. Пресловутое «Клиент всегда прав» привело к тому, что учитель оказывается зачастую в положении, зависимом от ученического (или родительского) каприза. И здесь даже не избитый вопрос дисциплины (у этого слова теперь отрицательная коннотация); формула «Только так, как мне интересно» бьет по системности, без которой невозможно эффективное обучение. Бессистемность образования – слишком сложный вопрос, чтобы освещать его в этом тексте; но в любом случае, если вам говорят, что будут учить только так, как вам интересно или удобно, потакая любому капризу за вашу оплату – это не образование, а маркетинг.

 

2.Показатель большинства.

То, что в рекламном проспекте образовательного кружка указано, что «уже столько-то людей обратились к нам», говорит не о качестве, а о количестве. Никто не будет утверждать: «Мы едим фаст-фуд, потому что уже столько-то людей по всему миру предпочитают такое питание». Количество клиентов – показатель, но для сферы производства; что же касается книг и школ – тут действует скорее обратное правило. Практика показывает, что к моде на книжки (бестселлеры) и обучалки нужно относиться крайне осторожно.

 

3.Быстрый результат.

Быстро освоить английский «на выживание» можно, быстро освоить английскую поэзию – нельзя. Выучить ноты за неделю – реально, разобраться в стилях музыки «всего за 6 занятий» – невозможно, что бы вам не обещали.

Образование всегда имеет в виду отдаленные перспективы, непонимание этого факта – серьезная проблема. Любое серьезное обучение – долгосрочный проект, это аксиома, спорить с которой бессмысленно. Гарантия быстрого результата – повод задуматься, не спекулируют ли на вашем естественном человеческом стремлении как можно быстрее получить желаемое. 30 минут – это время доставки пиццы, а не освоения «экспресс-курса истории Египта».

 

4. Общие рекламные слоганы без обоснования.

Если гарантировать результат за короткое время рискнут, по понятным причинам, не все, то там, где дело касается общих расплывчатых рекламных обещаний, мало кто стесняется, причем каждый из этих «бонусов» должен «оправдать» высокую (как правило) плату за обучение. О чем идет речь?

 

«Мы лучшие». Все привыкли читать раздел «Почему выбирают нас» в интернет-магазине бытовой техники или на сайте компании грузоперевозок; часто эта информация действительно дает представление о преимуществах компании, но на ресурсах образовательных классов, школ или кружков, которые функционируют, как говорят, «без году неделя», это выглядит, по крайней мере, сомнительно. Об успехе школы можно говорить при наличии выпускников и эффективной парадигмы, которая складывается не за один год, а, как минимум, лет за 10. Чем больше школа прожила успешных лет, тем больше права у нее есть называться «хорошей, очень хорошей, лучшей в своем сегменте», - в противном же случае нужно быть скромнее. Неслучайно лучшими высшими школами мира до сих пор считаются те, которым уже не одна сотня лет.

 

«Индивидуальный подход». Это прекрасное условие из пункта про клиентоориентированность там, где речь идет о маркетинге. В образовании под таким подходом подразумевают гибкое составление программы под темп и возможности ученика. Однако, если речь идет о формате «один на один», это не бонус и не преференция, это – необходимость, которая сама собой разумеется. Если разговор о групповых занятиях,- индивидуально подходить к каждому ученику невозможно по определению. Разумный учет особенностей каждого ребенка – это насущное требование к любому учителю, а не какая-то особенная опция. Что касается «печенек и уютной амосферы» - это здорово, но к обучению прямого отношения не имеет.

 

«Авторские методики».

Самый частый отголосок моды на «эксклюзивное и суперэффективное обучение». Если авторские методики в классическом понимании действительно в ходу у школы или класса, к ним должны прилагаться развернутые объяснения – от понятных любому родителю до научных текстов теоретические обоснования, описание исследований с участием контрольных групп, факты внедрения и так далее. Если их нет - «авторских методик» тоже нет. Если же учитель сам что-то придумал, то это не авторская методика, а эксперимент (даже если придумка хороша), который имеет свои риски и за который родитель платит деньги.

 

Вместо итога.

 

О каждом из приведенных доводов (а это лишь приблизительный список) можно говорить еще долго, как и о сложившейся ситуации в поле частного образования, о реформах, нуждах, этической стороне платного обучения и так далее; однако даже этот тезисный текст позволяет сделать некоторые выводы.

 

Для современного родителя, как и для педагога, обучение и воспитание – это challenge: наполовину приключение, наполовину – испытание. Фактор живого человека, уникальной личности всегда впаян в образовательный процесс, образование – всегда еще и «ковка души», а не только приобретение навыков и знаний (под «душой» здесь подразумевается внутренний мир эмоций, взглядов и суждений). Умение отличить материальное от надматериального, модное от вневременного, поверхностное от системного важно для того самого разумного родительского выбора, который помогает определить, что для ребенка действительно важно, полезно и приемлемо не только сейчас, но и в перспективе.

По некотором размышлении сделать это не так уж трудно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЕЩЁ, ПОЖАЛУЙ: Зачем слушать музыку?

Разработка сайта: brainin.by

 

При цитировании ссылка на сайт обязательна

 

 

Школа Брайнина в Минске:

МТС, Viber, WhatsApp: +37529 2591635

mail@brainin.by

skype:brainin.by

© 2019 brainin.by

ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ НА САЙТЕ

ВЫПОЛНЕНЫ УЧЕНИКАМИ

КЛАССА