+375(29) 259 16 35 +375(29) 314 35 46
Минск Карвата, 2
МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА БРАЙНИНА В МИНСКЕ Па-беларуску
ШКОЛА Дополнительно МЕТОД ОБУЧЕНИЕ
МЕТОД: СУТЬ ОБ АВТОРЕ ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ

 

Мы постарались описать суть метода для тех, кто не хочет утомляться музыковедческими терминами, то есть для родителей и любознательных читателей. Если вы – музыковед или педагог и хотите получить теоретическое обоснование метода – читайте здесь. Если говорить общими словами, то цель метода – научить понимать «сложную» музыку. Звучит по-шарлатански красиво, но неконкретно, поэтому – чуть подробнее. Дело в том, что музыкальная ткань, язык, фактура, архитектура – то, что звучит и одним доставляет удовольствие, а других вгоняет в дрёму – обладает чёткими закономерностями строения и развития. Представьте, что вы слушаете рассказ. Чтобы взять из него всё ценное в смысловом, эстетическом и духовном плане, вы должны: - во-первых, знать язык, на котором он написан – условие самое базовое, но без него никуда; - во-вторых, иметь какой-то художественный и житейский опыт, чтобы понимать, как себя чувствуют герои на виражах сюжета и вообще что происходит – этого уже достаточно, чтобы вам было интересно; - в-третьих, вы можете оценить манеру изложения, стиль и форму повествования и из этого даже предположить, кто может являться автором и когда рассказ был написан – для этого нужна достаточная литературная осведомлённость; - в-четвёртых, вы получаете порцию художественной информации, которая побуждает вас к размышлениям, новым эмоциям и в итоге даёт новый духовный опыт – это, как понимаете, 80 level. Эта очевидная модель работает и в отношении музыкальных произведений, хоть на первый взгляд это, как раз, неочевидно, потому что то, что книжные люди называют музыкальной речью, или языком – явление гораздо сложнее, чем речь вербальная или даже литературный язык, ведь каждое «слово» в нём может обладать множеством смыслов. Но в этом и счастье: нам так нравиться слушать музыку благодаря тому, что каждый слышит и угадывает в ней близкие эмоции и смыслы, находя личные «частности» в общей «канве». На этом этапе вы уже поняли, что всё сложно, но так ли это в реальной жизни?
Необходимо отметить, что мы погружены в звуковое пространство практически с рождения. Мы слышим мамины и детские песенки, что-то прилипчивое из телевизоров, компьютеров, радио и бессознательно и интуитивно формируем самые примарные, элементарные представления о музыке. Определённые гармонические последовательности, самые употребимые, звучащие практически в каждой песенке/рекламе/саундтреке, становятся понятны и привычны – как булка, кетчуп и котлета в бургере: ожидаемый набор ингредиентов делает нам «вкусно». Иногда в привычной звучащей пище появляются новые щемящие душу интонации и гармонии, в качестве кунжутной посыпки или маринованного огурчика, но всё равно это бургер. Поймите: уличная еда и фастфуд тоже бывают хорошими. Бутеброд, по глубокому убеждению некоторых педагогов нашей школы, - не иначе, как совершенная модель Универсума в самой прекрасной архитектонике. Но найти качественный фастфуд очень сложно, к тому же, приходит время пробовать высокую кухню. И для того, чтобы уметь в ней разбираться, не облажаться во время званого обеда и (самое главное) с удовольствием её поглощать – вот тут нужно особое воспитание. Переводя в нашу плоскость, популярная музыка будет понятна всем, имеющим уши. Для того, чтобы музыка академическая, включая признанные и обязательные к усвоению культурным человеком образцы, была «по зубам», нужно специальное воспитание. Как ни крути. То, что абстрактный Вася может утверждать, что он нигде не учился и любит слушать музыку, ни о чём не говорит. Он действительно меломан и любит слушать музыку, причём самую разную: Билли Джоуэла, Сергея Рахманинова, Антона Брукнера, Джузеппе Верди и Бориса Гребенщикова, и это только начало плейлиста. Но львиная доля того, что Вася слушает, остаётся для него приятной, но малопонятной звучащей массой. Для него это просто булка, кетчуп, котлета. Многое из духовного опыта человечества, воплощенное в звуках симфоний и опер, останется для него недоступным. И в душевной беседе за чашкой чая меломан Вася признался бы вам, что отсутствие должного музыкального образования - не иначе, как самое досадное упущение детства. Вася не хотел в музыкальную школу, потому что там – скучно.
Метод Брайнина нацелен на то, чтобы самую серьёзную базу для освоения сложного музыкального языка давать нескучно и с учётом того, как именно ребёнок лучше усваивает информацию и автоматизирует навык – то есть используя последние данные психологии, нейрофизиологии, семиотики, лингвистики – в общем, множества всего, что с привычным «Дети, открыли нотные тетрадки» как-то совсем не связано. На занятиях по методу мы используем абсолютно все каналы получения информации: вербальный, через мелкую и крупную моторику, через цвет и ассоциативный ряд – в надежде, что хотя бы какой-то сработает как надо. И знаете, работает. В том, что касается развития чувства ритма, интонирования, слуха, то есть музыкальной грамотности, метод даёт гарантированный результат. А также надежду на результат отсроченный – полноценную личность, для которой культурные ценности и опыт реальны и важны. Если вам интересно, но еще не совсем ясно, читайте о Стереотипах в музыкальном воспитании. Или задайте вопросы нашим преподавателям.
ОБ АВТОРЕ
 Родился в 1948 г. в Нижнем Тагиле в семье австрийского политэмигранта, поэта и переводчика поэзии на немецкий язык. Президент Российской общенациональной секции ИСМЕ (ISME - Международное общество музыкального образования при ЮНЕСКО). Действительный член (академик) Международной академии наук педагогического образования. Приглашённый профессор Венской высшей школы музыки и театра, Высшей школы музыки "Моцартеум" в Зальцбурге, Итальянского центра по исследованиям в музыкальной дидактике (Флоренция), Колумбийского технолого-педагогического университета и др. Руководитель научно-методической лаборатории "Новые технологии музыкального и муз.-пед. образования" Московского педагогического гос. университета. Валерий Борисович Брайнин (Вилли Брайнин)
Инициатор и худ. руководитель международного конкурса музыкантов-исполнителей Classica Nova (музыка ХХ века, первый конкурс посвящён памяти Шостаковича, Hannover 1997, признан Книгой Гиннеса в качестве крупнейшего музыкального конкурса). Директор музыкальной школы в Ганновере. Вице-президент некоммерческого ферейна Classica Nova (организация конкурсов композиторов и музыкантов-исполнителей). Вице-президент Ганноверского Толстовского Фонда. Биографические справочники: Википедия, Огрызко В.В. Русские писатели. Современная эпоха. М., Литературная Россия, 2004. Чупринин С. Русская литература сегодня. Зарубежье. – М., Время, 2008. Писатели Германии (Сергей Чупринин). Russische Schriftsteller in Deutschland (von Elena Tikhomirova), Who is Who in Deutschland und Österreich, Who is Who in EU. Эссеистика на радио «Свобода» (1991-1997), в российской и немецкой печати. Критические и научные публикации в Австрии, Германии, Голландии, Италии, России, США, Франции, ЮАР. Рецензии и статьи других авторов о методе Брайнина
ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ
1.Что такое музыкальное мышление? Музыкальное мышление – довольное широкое понятие. В методике Брайнина под музыкальным мышлением понимается способность слышать музыкальное произведение как цельный, понятный слушателю текст с определенным содержанием и закономерным развитием так называемого музыкального языка. Способности к восприятию музыки есть у всех детей с рождения, однако, чтобы научиться понимать музыкальный язык, присущий образцам мировой музыкальной классики, необходимо целенаправленно развивать этот навык. Этим и занимается методика Брайнина. 2.Занятия по методу Брайнина – это вариант сольфеджио музыкальной школы? Занятия по Брайнину охватывают содержание курса сольфеджио в детских музыкальных школах. Помимо навыков, которые развивает традиционный предмет сольфеджио – пение по нотам, ритмизация, чтение нот с листа, развитие слуха и проч. – метод Брайнина включает активное слушание музыки, непосредственное знакомство с произведениями музыкальной культуры, основы сочинения и игры на фортепиано. Таким образом, это – комплексный курс, ориентированный не только на знание теории музыки, но на ее понимание и осмысленное восприятие. 3. С какого возраста можно обучаться по методу Брайнина? Начинать слушать музыку и музицировать никогда не рано. Слушание и пение в раннем возрасте можно считать удобной возможностью привить восприимчивость к музыке и подготовительным этапом для «серьезных» занятий музыкой. Разработанная В. Брайнином программа рассчитана на занятия с детьми от 4-5 лет. 4. Как проходят занятия? Занятия проходят в группах по 3-5 человек. Материал, поданный в игровой форме, закрепляется заданиями, в которых присутствует соревновательный элемент, поэтому заниматься в группе интересно и весело. Однако возможно и индивидуальное обучение. Гарантированно успешны занятия от 2х раз в неделю по 30-45 мин, в то время как занятия по одному разу в неделю не так результативны. 5. А как же инструмент? Хотя занятия включают знакомство и первичное овладение навыка игры на фортепиано, это не исключает необходимости индивидуальных занятий для обучения конкретному инструменту. Занятия на специальном (выбранном вами) инструменте целесообразно начинать спустя год после начала занятий в группе по методике Брайнина. 6.На кого рассчитана методика – на любителей или профессионалов? Система Брайнина развивает навык прогнозирующего восприятия, который играет исключительно важную роль в понимании и интерпретации музыки, то есть помогает стать подготовленным слушателем, кому музыка понятна и интересна, вне зависимости от профессии. В то же время курс охватывает достаточную теоретическую и музыкально-культурную базу для профессиональной подготовки. Поэтому система подходит и для любителей, и для профессионалов. 7.Как долго можно заниматься по методу Брайнина? Как правило, наряду с занятиями по развитию музыкального мышления, имеет место обучение вокалу либо игре на инструменте, овладение которым занимает в среднем 5 лет. В случае профессиональных намерений обучение по данной системе может продолжаться 7 и более лет – вплоть до поступления в специальные музыкальные учебные заведения.

Разработка сайта: brainin.by

 

При цитировании ссылка на сайт обязательна

 

 

Школа Брайнина в Минске:

МТС, Viber, WhatsApp: +37529 2591635

mail@brainin.by

skype:brainin.by

© 2018 brainin.by

Полезные сайты:

grandpiano.by

impreza.by

pianoservice.by