Метод
Родителям Педагогам Об авторе

Здесь приведены

основные положения, отображающие суть метода Брайнина:

1.Развитие прогнозирующего восприятия:

 - формирование слуховой инерции через освоение музыкального языка как системы взаимосвязанных элементов и понимание наиболее вероятностных связей и взаимодействия между ними;

 - разрушение возникших стереотипов восприятия через освоение менее ожидаемых связей между элементами музыкальной речи;

  - формирование инерции восприятия на основе новых представлений; закрепление их как стереотипов нового (высшего) порядка с последующим нарушением через новую слуховую информацию и так далее

Для формирования прогнозирующего восприятия к освоению предлагается комплекс элементов музыкального языка (ритмических и мелодических паттернов), которые наиболее вероятны в контексте западно-европейской и русской  музыкальной культуры (условно с VII до середины XX вв ). В процессе знакомства с ними вырабатывается навык сегментирования музыкального языка, навык слышания и понимания структуры музыкальной ткани. Для этой цели автором метода разработана серия упражнений, интонационных и ритмических, как специально сочиненных, так и использующих фольклор и фрагменты музыкальных произведений.

 

2. Представление музыкальной фразы как основного элемента музыкального языка с двумя зонами восприятия информации:

 - зона нарушения инерции восприятия;

 - зона восстановления инерции восприятия.

 

3.Изучение музыкальной литературы через постепенное накопление интонационного словаря на базе усвоенных слуховых представлений; знакомство с музыкальной культурой соответственно доступности для понимания музыкального языка, а не систематизации по хронологии, формам или жанрам.

 

Развитый «музыкальный слух» (в традиционном понимании) достигается развитием навыков ориентации в звуковом пространстве через абсолютное сольфеджирование и ориентации в ладотональном  («прогнозирующий слух») через сольфеджирование релятивными слогами. В методе Брайнина педагогами, как правило, используется модифицированная система слогов Х. Кальюсте, которая является наиболее известной релятивной системой для русскоговорящих педагогов, однако автором системы разработаны несколько альтернативных слоговых систем, фонемы в которых расположены не случайным образом, а в соответствии последовательности тонов к квинтовой цепи (аналогично располагаются цвета спектра в графической модели лада, предложенной В.Брайнином). Одна из таких моделей релятивных слогов с 2014 г. используется в Минске.

В освоении лада как системы взаимосвязанных функциональных элементов графическая модель структуры лада, созданная В. Брайниным, занимает главное место. Попыток графического отображения звукоряда достаточно и их дидактическая ценность неоспорима, хотя и не равнозначна для каждой отдельно взятой схемы; данная же модель уникальна по двум причинам: она отображает структуру лада с ладовыми тяготениями и устойчивым тональным центром, а также ассоциирует ступени лада с цветом спектра. Ладовый устой обозначен на модели прямоугольниками зеленого и желто-зеленого цветов (первая и пятая ступени соответственно), тяготения неустойчивых ступеней обозначены разнонаправленными треугольниками, их вершины указывают на ладовое тяготение ступени. Что касается цветовой схемы, то здесь ассоциации с цветом призваны поддержать восприятие информации разными участками мозга. Такое одновременное воздействие на разные зоны повышает шансы на успешное усвоение, а для маленьких детей (начинающих обучение) цветомузыкальные представления на определенном этапе иногда являются ведущими.

Для работы с метроритмом используется метод «ритмического сольфеджирования», то есть отображения сильной и слабой позиции музыкального времени, а также фиксацию фразового акцента через артикулирование ритмослогов. Основой для такого подхода послужила французская система Гален-Пари-Шеве и система американского педагога Э. Гордона, принципиальным  же новаторством является фиксация фразирочными лигами и  знаками акцента ритмической кульминации, то есть имеет место обозначение сильнейшей позиции наряду с сильной (первой долей такта). Такой способ существенно помогает «видеть» фразу, а не только сильную долю, кроме того, упрощает определение метра, размера и структуры в ритмических диктантах в частности и звучащей музыке вообще.

Развитие активного гармонического слуха и понимание возможностей голосоведения (в рамках западно-европейской традиции) возможно благодаря анализу звучащего аккорда с позиций возможных функций (а не структуры) аккорда– от более вероятной к менее вероятной. На более раннем этапе, знакомство с трехзвучными аккордами происходит с помощью мелодического наполнения, а не интервальной структуры аккорда. Разучивание попевки, начинающейся мелодически с того или иного аккорда, в конечном итоге предслышание продолжения знакомой мелодии помогает точно определить трезвучие или его обращение, вспоследствии отпадает и необходимость пропевать аккорд. Использование в работе специальных аккордовых таблиц, а также обучение базовым правилам голосоведения делают возможным и понятным эллиптическое разрешение в гармоническом четырехголосии сложных септаккордов (доведение до тоники цепочкой септаккордов)   для детей 8-9ти лет.

Более подробно ознакомиться со всеми теоретическими обоснованиями можно в статьях автора на его официальном сайте

 

 

ГЛАВНАЯ ОБУЧЕНИЕ БЕЛАРУСКАМОЎНЫ
КЛАС КОНТАКТЫ
о проекте brainin.org вдохновение

 

Школа Брайнина в Минске:

+37529 2591635

Дружественные сайты:

impreza.by

skype:brainin.by

pianoservice.by

© 2016 brainin.by

mail@brainin.by