Метод
Родителям Педагогам Об авторе

               В вопросах обучения музыке у родителей (и не только у них) давно возник ряд стереотипов, который мешает объективно смотреть на дело музыкального образования. Вот некоторые из них.

 

Стереотип 1:

Занятия музыкой – удел музыкально одаренных               детей.

Когда ребенок приходит в музыкальную школу, его «прослушивают» - просят пропеть песенку, повторить заданный ритм или ноту, взятую на инструменте и так далее. Итогом этих нехитрых заданий становится вердикт о «музыкальности» либо «немузыкальности» ребенка и его перспективах на музыкальном поприще. На самом деле подобные испытания показывают лишь наличие либо временное отсутствие координации между головой, ушами и голосовыми связками и на способность обучаться музыке существенно не влияют, ибо музыке могут обучаться все дети. Хороший музыкальный слух и голос (исключая случаи неординарные)– это навыки, развитые из априорно присущих всем психомоторных реакций, так же, как ходьба или овладение речью. Практически любой взрослый обладает элементарным чувством ритма, так как простые ритмические мотивы усваиваются непроизвольно через музыку в быту (качество этих образцов окружающей нас музыки – вопрос отдельный и довольно болезненный), то же можно сказать и о мелодиях. Однако это примитивный, примарный уровень, на котором у многих музыкальное развитие останавливается без учительской поддержки, как следствие, популярная музыка становится любимой (она понятна, так как проста, говоря же строго – примитивна), а музыка классическая, профессиональная, академическая – кажется скучной, на деле же остается непонятной, так как развитый музыкальный язык сложен и абстрактен. Метод Брайнина нацелен на обучение пониманию музыкального языка, состоящего из конкретных элементов, взаимосвязанных конкретным образом, который возможно усвоить  подобно тому, как мы усваиваем вербальный язык (родную речь).

В музыкальных школах Брайнина не проводятся предварительные прослушивания, обучаться могут все дети. Разумеется, есть дети, которые от природы поют, стучат ритм, повторяют ноты,  которым обучение музыке дается во всех смыслах играючи. Однако есть контингент детей, у которых навыки координации слуха и голоса не развиты, но они нарабатываются рано или поздно при условии адекватных занятий. Музыкальный слух – важный, но не главный показатель  в обучении музыке. Можно иметь абсолютный слух и не любить музыку, а можно наработать слух, развивая музыкальное мышление. Многолетний опыт педагогов, работающий по методу Брайнина, показывает перспективность абсолютно всех детей в музыкальном плане (разумеется, у каждого свой предел, речь идет о принципиально возможном успешном обучении). «Гудошники», как правило, начинают интонировать после нескольких лет занятий. У автора метода был лишь один случай, когда девочка пела фальшиво на протяжении многих лет, интонация «проклюнулась» только в возрасте, близком к подростковому. Девочка стала певицей. Этот случай настолько же исключительный, насколько и показательный.

 

Стереотип 2:

Музыкальная грамота ужасно сложна. Сам отмучился 5 лет в музыкальной школе, ребенка не поведу.

«Мучение» в музыкальной школе, особенно на уроках сольфеджио – часто самое первое воспоминание из музыкального детства. Однако проблема не в материале, не в содержании предмета сольфеджио, на котором обучают собственно «музыкальной грамоте», проблема в нерациональном подходе, который используется на протяжении многих лет и который сложен даже для взрослых, не говоря уже о детях. Для сравнения представьте ситуацию, когда вы учите годовалого малыша родному языку не через простые слова, отражающие объективные окружающие предметы («Вот мама», «Котик мурлычет» и т.д.), а обучая сперва буквам для чтения и письма, объясняете знак пунктуации, а потом уже начинаете говорить с ребенком словосочетаниями и предложениями. Автор метода сравнивает такой нерациональный подход в обучении музыке с перевернутой «с ног на голову» пирамидой. Следует лишь вернуть пирамиду в устойчивое состояние, не меняя ее наполнения.

 

Стереотип 3:

В современном мире занятия музыкой не приносят никакой пользы.

Тот, кто соглашается с таким заявлением, должен  согласиться и с тем, что от театра, кино, архитектуры, живописи и литературы (что там литературы, от чтения и письма – сейчас же везде голосовые интерфейсы) пользы никакой. Если Вы хотите вырастить исключительно человека продающего или человека потребляющего, дальше не читайте. Если же родитель нацелен на взращивание уникальной и богатой личности, задатки которой есть в каждом ребенке, знакомство и изучение музыкальной культуры так же необходимо, как и изучение литературного или научного наследия. Это необходимый базис для любого культурного человека. Душещипательные статьи с заголовками типа «Куда же мы катимся?» всех давно убедили, что культурный уровень современного общества оставляет желать лучшего. Но убеждение во всестороннем (в том числе и музыкальном) образовании есть почему-то не у всех родителей.

 

Стереотип 4:

Я не собираюсь делать из ребенка музыканта.

Это вариант предыдущего стереотипа, сформированный теми самыми родителями без убеждений. На вопрос, зачем ребенок занимается плаванием или баскетболом без профессиональных перспектив, родители обычно отвечают: «Спорт полезен, он развивает». Разумеется, полезен. И развивать организм нужно так же, как и развивать интеллект и духовный мир ребенка, за тем исключением, что второе все-таки приоритетно для цивилизованного человека. Музыка развивает. Так же, как и любое искусство. Существует такая масса публикаций разного толка на эту тему, что представляется лишним еще раз это доказывать. Кроме того, современный родитель оправданно избегает профессионального предопределения своего чада. Подрастет – решит сам, чем заниматься: баскетболом, музыкой или экономикой. Важно, чтоб было, из чего выбрать.

 

Стереотип 5:

Занятия музыкой – монотонные и рутинные, дети не двигаются, скучают и портят осанку.

В методе Брайнина для самых маленьких на занятиях не предусмотрена «писанина» в тетрадках, за исключением небольших домашних заданий в специально разработанных прописях. Занятия построены таким образом, чтобы обеспечить чередование разных видов активности, поэтому дети не сидят на одном месте в течение урока, который длится от 30 до 45 минут.

Что касается «нескучности» занятий, то в арсенале педагога, работающего по Брайнину, имеются методические пособия и приемы, которые не только необходимы для наработки навыков, но и интересны ребенку:

 

 - графическое отображение связей между звуками и ассоциации с цветом («Домики», запатентованное методическое пособие);

 

- графическое отображение ритмических паттернов («отрывков», кирпичиков, из которых выстраивается ритм);

 

- упражнения с пальчиками -  мелкой моторикой -  для автоматизации навыка («ручные знаки»)

 

- «проговаривание», артикуляция музыкальных ступеней для автоматизации навыка («релятивные слоги»);

 

- Изучение нот и мелодий на специальной нотной доске с цветными пуговицами (запатентованное методическое пособие);

 

 - таблицы для изучения аккордов  и модуляций (для старших классов)

 

Стереотип 6:

Классическая музыка скучна, ее слушают только «ботаники» и ретрограды.

Да, скучна – для тех, кто ее не понимает. Таким же образом скучно слушать самый увлекательный рассказ на незнакомом иностранном языке. Понимание – суть процесс мышления. Развить музыкальное мышление  - значит научить(ся) понимать музыку. Вырастить «музыкального ребенка» - значит вырастить слушателя, понимающего музыку, слушателя, для которого потоки музыкальных звуков будут также взаимосвязаны, понятны и (главное!) интересны, как поток слов в литературном рассказе (к слову, интерес к литературе на пустом месте тоже не родится, нередко от родителей требуются немалые усилия, чтобы привить вкус к литературному чтению; но параллель с литературой наиболее понятна любому родителю). Для такого активного слушания метод Брайнина развивает «прогнозирующее» восприятие, или предслышание музыки. Антиципация, то есть предугадывание, ожидание события до его наступления (в музыке – предугадывание звучания до его фактического появления) – важный показатель процесса понимания. В беседе мы поддакиваем и договариваем за собеседника окончание фразы, смысл которой нам становится очевиден до того, как собеседник ее озвучил; переворачивая страницу в книге, мы имеем определенные ожидания, о чем пойдет речь дальше, так как можем предвидеть развитие событий: с большей вероятностью в данном контексте и с меньшей вероятностью – в отдаленной перспективе. Что самое замечательное – важно не угадать, важен сам процесс предвкушения, предугадывания. Он создает интригу, именно поэтому нам не терпится перевернуть страницу в книге, именно поэтому подготовленному слушателю доставляет эстетическое удовольствие предугадывать ход музыкальной мысли в произведении.

Метод Брайнина развивает «прогнозирующее восприятие», которое базируется на знании музыкального языка (его элементов и законов взаимодействия между ними), поэтому становятся возможными слушательский интерес, быстрое считывание нотного материала, понимание логики музыкальной мысли и сочинительство.

Формирование этих и других музыкантских навыков в методе идет по одной общей схеме:

1. Один элемент усваивается настолько прочно, что реакция на него становится очень быстрой, рефлекторной;

2. Вводится другой элемент, который по сравнению со знакомым воспринимается как нечно новое;

3.Новый элемент усваивается настолько прочно, что реакция на него становится рефлекторной, после чего вводится следующий элемент и так далее. Последовательно и закономерно создается прочная база для усвоения все новых и новых элементов, формируются связи между ними. Условно говоря, мы не проходим новую ноту, пока не усвоили предыдущую так, что реакция на ее звучание становится очень быстрой. Обучение по такой схеме для детей естественно и не представляет затруднений, каким бы сложным материал не казался для «непосвященного» взрослого.

 

Стереотип 7:

Время и технологии идут вперед, а в музыкальной школе все как было, так и осталось.

Во-первых, сомнению не подлежит факт, что есть на свете множество явлений, которые своей значимости со временем не теряют. Весь пласт мировой культуры также принадлежит к таким явлениям, названным вечными ценностями. Принцип «все разрушим, построим новое» никогда на долгосрочную перспективу не работал, как показывает мировая история. Успеха достигают те, кто развивается, учитывая накопленный опыт.

Во-вторых, методы донесения этого ценного опыта (в нашем случае – музыкальной культуры), действительно должны быть прогрессивными, но не делающими из прогресса самоцель. Метод Брайнина не только учитывает, но активно использует лучшие педагогические находки прошлых лет в области абсолютного и релятивного сольфеджио,  графического представления музыкальных координат, ритмической сольмизации, в то же время строит теорию обучения на последних данных возрастной психологии, законах семиотики, теории информации, структурной лингвистики, что дает гарантию успеха при последовательной работе с методом.

Некоторые педагоги отмечают, что принципы обучения в методике Брайнина сближают ее с системой Монтессори (это касается, прежде всего, пособий), хотя такой цели автором метода никогда не ставилось. Это лишь доказывает наличие методических находок, инспирированных общими принципами успешного обучения, которые  сегодня обоснованы научно и сомнению не подлежат.

 

 

 

 

ГЛАВНАЯ ОБУЧЕНИЕ БЕЛАРУСКАМОЎНЫ
КЛАС КОНТАКТЫ
о проекте brainin.org вдохновение

 

Школа Брайнина в Минске:

Дружественные сайты:

+37529 2591635

impreza.by

skype:brainin.by

pianoservice.by

© 2016 brainin.by

mail@brainin.by